вМаркетинге.Ru
 Запомнить Забыли пароль?
        Регистрация
Популярные
Теги статей
apple btl btl инструменты btl проекты btl реклама cocacola crm facebook google adwords google analytics huawei it kpi lg lg electronics lg electronics lg mrm pr prагентство registraturaru seo smm tns total trend vbrru wwwmarketersdigestru автоматизация агентство наружной рекламы iq азы рекламы анализ анализ рынка аромамаркетинг аудитория банки банковские карты бизнес бизнесмодель бизнеспроцессы биллборд благотворительность блог Бренд брендинг бренды валютный вклад вебаналитика вирусная реклама вирусный контент вирусный маркетинг вклад вклады вклады в рублях Вконтакте выберуру выгодные депозиты выгодный кредит глобальный бренд двухшаговые продажи дебетовые карты дебетовые карты с кэшбэком депозиты диета Дизайн дизайн упаковки евро затраты на рекламу имидж имидж бренда инновационный маркетинг интервью интернет интернет маркетинг интернет реклама интернет тренды интернетагентство интернетагентство registraturaru интернетмагазин интернетмаркетинг интернетреклама инфографика ипотека ипотека в новостройке ипотечное кредитование ипотечные продукты исследование исследования каналы продвижения карты с кэшбэк карты с кэшбэком карьера кейсы клиент клиентинг клиентоориентированность клиентоцентричность клиентская база клиенты кобрендинг Козуля Игорь команда комаркетинг коммуникации кондитерские изделия конкуренция консалтинг контекстная реклама контент копирайтинг корпоративная культура креатив креативная идея кредит наличными кредитки кредитные карты кредитные карты с кэшбэком кредитные организации кредиты кроссмаркетинг курсы английского языка кэшбэк лидерство логотип лояльность лояльность клиента лояльность потребителя малый бизнес маркетинг маркетинговая политика маркетинговая стратегия маркетинговое исследование маркетинговые исследования маркетинговые коммуникации маркетинговый канал маркетинговый подход маркетолог медиа медиамикс медиапланирование мерчендайзинг методы продвижения мобильная реклама мобильные приложения мобильный маркетинг мотивация мхп наружная реклама новинка новый продукт Образование объем рынка онлайн торговля опрос опросы оптимизация пассивный доход первичная ипотека переговоры перекредитование пиар планирование пластиковые карты позиционирование позиционирование бренда поисковая оптимизация потребитель потребительский потребительский кредит потребительский спрос потребительское поведение презентация пресса прессрелиз прибыль привлечение клиентов приложения программа лояльности продажи продвижение продвижение бренда продвижение продукции продвижение товара продвижение услуг продовольственный рынок продукты питания развитие компании раскрутка бренда ребрендинг регистратурару рейтинг рейтинг вкладов рейтинг выберуру рейтинг дебетовых карт рейтинг депозитов рейтинг ипотек рейтинг карт рейтинг кредитных карт рейтинг кредитов рейтинг рефинансирования реклама реклама в интернете реклама на горнолыжных курортах реклама на щитах реклама недвижимости рекламная идея рекламная кампания рекламное агентство рекламное агентство iq рекламное сообщение рекламный бизнес рекламный бюджет рекламный канал рекламный рынок ремонт ретаргетинг рефинансирование рефинансирование ипотеки розничная торговля рынок рынок алкоголя рынок пива сайт сарафанный маркетинг сбербанк связи с общественностью сегменты рынка секреты брендинга сервис сильный бренд СМИ советы создание бренда сотрудничество социальная реклама социальная сеть социальные медиа социальные сети соцсети спасибо от сбербанка стартап статистика стимулирование продаж стратегия стратегия компании стратегия развития телевидение технологии товар товарный знак томск торговая марка торт на день рождения торт на свадьбу торты торты на заказ торты на заказ петропавловск торты петропавловск трейдмаркетинг тренд тренды тренды в маркетинге тренинг увеличение продаж уверенность удержание клиента упаковка Управление персоналом hr успех успех бренда успешная компания финансовый портал финансы фирменный стиль фишки маркетинга франчайзинг целевая аудитория ценообразование человек бренд элитная недвижимость эмоции эффективная реклама эффективность эффективность рекламы Яндекс ЯндексДирект
Статистика
03 Авг 2012
A- A+

Выборочный метод в социологии (простыми словами для широкой аудитории)

Рекомендую
Данное экспертное мнение является неким симбиозом рабочего опыта и анализа социологической литературы. Хочется рассказать его в свободном, не наукообразном стиле, чтобы смысл статьи был понятен любому читателю, не зависимо от его профессиональной специализации.

 

http://tomsk.trend.ru/

 

Данное экспертное мнение является неким симбиозом рабочего опыта и анализа социологической литературы. Хочется рассказать его  в свободном, не наукообразном стиле, чтобы смысл статьи был понятен любому читателю, не зависимо от его профессиональной специализации.

 

Регулярно работая с данными о телесмотрении, предоставляемыми компанией «TNS Россия», а также в процессе общения и обсуждения этих данных с рекламодателями регулярно возникает вопрос о том, что такое выборка, необходимом объеме выборки для достижения достоверности (репрезентативности) получаемых данных. Именно поэтому возникла необходимость подробнее остановиться на вопросе о выборке, выборочном методе.

 

Итак, что представляет собой выборочный метод?

 

Выборочный метод позволяет исследователю сделать выводы об изучаемом объекте, основываясь на изучении части этого объекта. Каждый человек в своем повседневном опыте вынесения оценок, обобщения ряда получаемых данных использует выборочный метод, поскольку верит в относительное постоянство мира. Рассмотрим выборочный метод на бытовом примере.

 

Сейчас не так часто можно встретить бабушку, продающую семечки, однако не так давно это было очень распространенное явление. Каждая бабушка сама жарила семечки, и у всех они отличались по вкусу, в зависимости от, как минимум, двух факторов: количества соли и степени прожаренности. У каждого покупателя была замечательная возможность – попробовать несколько семечек на вкус, таким образом можно было определить, насколько все семечки у данной бабушки прожарены, как они посолены и можно ли, в конце концов, приобрести целый стакан.

 

Таким образом, попробовав несколько семечек, можно было сделать вывод обо всех. Причем, для того чтобы узнать интересующие признаки (степень прожаренности и солености), попробовать одну – недостаточно, поскольку соседняя может быть испорченной, либо случайным образом на ней может оказаться большое количество соли. Но попробовать горстку семечек достаточно, чтобы составить мнение обо всем мешке. Наверное, составить абсолютно полное мнение можно было бы только съев все семечки из мешка, однако в этом нет никакого смысла (это сложно сделать физически, финансово не рентабельно, необходимо потратить очень много времени, кроме того, рано или поздно вкусовые рецепторы притупятся, и в полной мере воспринимать признаки солености и прожаренности будет невозможно). Такой же принцип использует и выборочный метод в социологии.

               

Методы выборочного отбора

 

Существуют разные методы выборочного отбора (типы выборок):


  • Случайная выборка (в данном случае у каждой семечки есть равносильный шанс быть опробованной, поэтому необходимо как в лотерее отобрать случайным образом необходимое количество семечек).

  • Механическая выборка (каждой семечке присваивается свой номер, после чего отбирается, например, каждая сотая, в зависимости от количества семечек в мешке).

  • Стратификационная (все семечки в мешке первоначально разбиваются на стаканы, после чего в стаканах они отбираются случайным или механическим методом). 

Все три метода относятся к вероятностным типам выборок. Помимо вероятностных выборок существуют невероятностные выборки, где отбор осуществляется не случайным образом, а на основании интересующих критериев.

 

Компания «TNS Россия», проводя свое исследование, использует квотную выборку, которая строится как микромодель исследуемого объекта. Пример с семечкам – это гомогенный исследуемый объект, но если бы это было возможно, мы бы отобрали семечки по признакам: солености, прожаренности, величине, цвету и др. И если в общем мешке было бы 3 000 семечек яркого черного цвета, 6 000 семечек с белыми прожилками, и 1 000 бесцветных, мы, например, попробовали бы 30 ярко черных, 60 с белыми прожилками, и 10 бесцветных, соответственно; и так с каждым признаком, которые, конечно, пересекаются.

 

Одним из актуальных вопросов является необходимый объем выборки. Например, необходимое количество опробованных семечек, для принятия решения о покупки стакана. Объем всегда зависит от многих факторов, это цели и задачи исследования, точность исследования, величина исследуемого объекта, допустимая точность результатов исследования (что чаще всего обусловлено экономической рентабельностью), разнородность исследуемого объекта, используемый тип выборочного метода и другое.

 

Выборочный метод в исследованиях «TNS Россия»

 

Приведем примеры объемов выборок реальных исследований. Компания-исследователь «ВЦИОМ», проводя всероссийские исследования общественного мнения, опрашивает более 1 500 респондентов (людей, участвующих в исследовании). Компания «TNS Россия» в общероссийском проекте «TV Index» устанавливает приборы-счетчики («TV метры») в более 3 500 домохозяйств, всего более 10 000 респондентов.  Приведем один пример принятых допустимых объемов выборки при анкетировании, который многократно подтверждался представителями научного сообщества в разных странах мира: если объект представляет собой 500 человек, достаточно исследовать 222, если 2 000  человек – 333, если 10 000 человек – 385, если более 100 000 – 400.

 

Как известно, в городе Томске живет более 100 000 жителей, а количество опрашиваемых респондентов проекта «TV Index» – 200. Почему можно считать такую выборку достоверной? Этот вопрос детально можно рассмотреть, изучив статистические модели, полученные результаты исследования и их отклонения. Так или иначе, достоверность проекта «TV Index» связана с рядом факторов. Построение квотной выборки строится на основании:

  • больших объемов данных об исследуемом объекте, что повышает достоверность (данные комитета статистики, данные собственного установочного исследования, где собираются специфические данные о среднем количестве работающих телевизоров в домохозяйстве, наличие видео-приставок, множества других признаках, влияющих на телесмотрение);

  • данных специальных устройств для измерения (TV Метры, которые позволяют с точностью до секунды измерять интересующую информацию, дает ряд преимуществ, в том числе минимизация субъективных факторов (например, человеческая память), по сравнению с другими традиционными методами (анкетирование, телефонный опрос, заполнение дневников)).

Эти и другие факторы позволяют достигать высокой точности исследования, что в свою очередь позволяет сокращать число опрашиваемых респондентов без потери достоверности, репрезентативности итоговых данных. Но даже учитывая высокую точность исследования проекта «TV Index», необходимо всегда быть внимательным при анализе данных, и, по возможности, основывать свое мнение на более широком объеме данных. По правилам, заявленным компанией «TNS Россия», минимальный объем выборки для достижения репрезентативности – 50 респондентов. В данном случае выборка будет отображать данные не для всей генеральной совокупности (условно говоря, это «все прописанные в городе жители старше 4х лет, с наличием телевизора»), а для какой-то ее части, интересующей исследователя (например, «мужчины старше 18ти лет»).

 

В заключение этой статьи хочу заметить, что метод измерения телевизионной аудитории проекта «TV Index» является наиболее технологичным на данный момент в России, с минимальным шагом измерения. И перед покупкой мешка семечек лучше все-таки не отвергать доступную информацию и попробовать горсть, специально отобранную для Вас профессионалами, которая будет представлять собой микромодель итогового продукта.

 






Павел Гавриленко,

маркетолог ВИ-Томск 




Автор статьи: Павел Гавриленко