вМаркетинге.Ru
 Запомнить Забыли пароль?
        Регистрация
Популярные
Теги статей
apple btl btl инструменты btl проекты btl реклама cocacola crm facebook google adwords google analytics huawei it kpi lg lg electronics lg electronics lg mrm pr prагентство registraturaru seo smm tns total trend vbrru wwwmarketersdigestru автоматизация агентство наружной рекламы iq азы рекламы анализ анализ рынка аромамаркетинг аудитория банки банковские карты бизнес бизнесмодель бизнеспроцессы биллборд благотворительность блог Бренд брендинг бренды валютный вклад вебаналитика вирусная реклама вирусный контент вирусный маркетинг вклад вклады вклады в рублях Вконтакте выберуру выгодные депозиты выгодный кредит глобальный бренд двухшаговые продажи дебетовые карты дебетовые карты с кэшбэком депозиты диета Дизайн дизайн упаковки евро затраты на рекламу имидж имидж бренда инновационный маркетинг интервью интернет интернет маркетинг интернет реклама интернет тренды интернетагентство интернетагентство registraturaru интернетмагазин интернетмаркетинг интернетреклама инфографика ипотека ипотека в новостройке ипотечное кредитование ипотечные продукты исследование исследования каналы продвижения карты с кэшбэк карты с кэшбэком карьера кейсы клиент клиентинг клиентоориентированность клиентоцентричность клиентская база клиенты кобрендинг Козуля Игорь команда комаркетинг коммуникации кондитерские изделия конкуренция консалтинг контекстная реклама контент копирайтинг корпоративная культура креатив креативная идея кредит наличными кредитки кредитные карты кредитные карты с кэшбэком кредитные организации кредиты кроссмаркетинг курсы английского языка кэшбэк лидерство логотип лояльность лояльность клиента лояльность потребителя малый бизнес маркетинг маркетинговая политика маркетинговая стратегия маркетинговое исследование маркетинговые исследования маркетинговые коммуникации маркетинговый канал маркетинговый подход маркетолог медиа медиамикс медиапланирование мерчендайзинг методы продвижения мобильная реклама мобильные приложения мобильный маркетинг мотивация мхп наружная реклама новинка новый продукт Образование объем рынка онлайн торговля опрос опросы оптимизация пассивный доход первичная ипотека переговоры перекредитование пиар планирование пластиковые карты позиционирование позиционирование бренда поисковая оптимизация потребитель потребительский потребительский кредит потребительский спрос потребительское поведение презентация пресса прессрелиз прибыль привлечение клиентов приложения программа лояльности продажи продвижение продвижение бренда продвижение продукции продвижение товара продвижение услуг продовольственный рынок продукты питания развитие компании раскрутка бренда ребрендинг регистратурару рейтинг рейтинг вкладов рейтинг выберуру рейтинг дебетовых карт рейтинг депозитов рейтинг ипотек рейтинг карт рейтинг кредитных карт рейтинг кредитов рейтинг рефинансирования реклама реклама в интернете реклама на горнолыжных курортах реклама на щитах реклама недвижимости рекламная идея рекламная кампания рекламное агентство рекламное агентство iq рекламное сообщение рекламный бизнес рекламный бюджет рекламный канал рекламный рынок ремонт ретаргетинг рефинансирование рефинансирование ипотеки розничная торговля рынок рынок алкоголя рынок пива сайт сарафанный маркетинг сбербанк связи с общественностью сегменты рынка секреты брендинга сервис сильный бренд СМИ советы создание бренда сотрудничество социальная реклама социальная сеть социальные медиа социальные сети соцсети спасибо от сбербанка стартап статистика стимулирование продаж стратегия стратегия компании стратегия развития телевидение технологии товар товарный знак томск торговая марка торт на день рождения торт на свадьбу торты торты на заказ торты на заказ петропавловск торты петропавловск трейдмаркетинг тренд тренды тренды в маркетинге тренинг увеличение продаж уверенность удержание клиента упаковка Управление персоналом hr успех успех бренда успешная компания финансовый портал финансы фирменный стиль фишки маркетинга франчайзинг целевая аудитория ценообразование человек бренд элитная недвижимость эмоции эффективная реклама эффективность эффективность рекламы Яндекс ЯндексДирект
Статистика
19 Дек 2012
A- A+

О тенденциях развития рынка полиграфии в России

Рекомендую
История состоит из историй История современной перестроечной и постперестроечной России включает и историю возникновения и развития рынка и рыночных взаимоотношений после распада социалистической системы хозяйствования. Рынок полиграфии, являясь частью современный России и ее рынка, повторяет общие тенденции. Как и любой процесс развития, развитие полиграфического рынка можно разделить на пять этапов: возникновение, укрепление, бурное развитие, насыщение и возникновение нового направления развития, которое призвано заменить уже существующее (некоторое время они будут существовать параллельно – старый процесс в стадии убывания, а новый – возрастающий в своем развитии). Таков жизненный цикл любого объекта, процесса или события в природе.

Элементы рынка полиграфии

На полиграфическом рынке можно выделить технологии, оборудование, материалы, сервис и услуги для изготовления печатной продукции. Технологии на рынке предлагают отдельные программные продукты или в системе с оборудованием. Полиграфисты покупают технологии, оборудование, материалы и сервис, предлагая услуги по изготовлению и производству печатной продукции для всех отраслей промышленности России, а также и для частных лиц. Полиграфическая промышленность – особая отрасль, способная выполнять индивидуальные заказы на изготовление единичных экземпляров, малых, средних и массовых тиражей печатной продукции.

Этапы развития

На этапе зарождения полиграфического рынка в России не было достаточного опыта и капитала. В дорыночный период в Советском Союзе существовали крупные полиграфические предприятия и небольшие (отраслевые) типографии на базе промышленных предприятий и учебных заведений, которые выполняли заказы государственных организаций (издательств и промышленности). Почти во всех союзных республиках и крупных городах были созданы находившиеся в подчинении управления делами ЦК КПСС очень мощные полиграфические объединения (издательство + типография), такие как «Правда», «Ульяновская правда», «Лениздат» и др., которые выполняли государственные заказы. Государство одновременно выступало в роли заказчика продукции и исполнителя. Конечно, снабжением материалами, оборудованием и сервисом занимались специально созданные государственные структуры, которые находились в подчинении республиканских государственных комитетов по печати, в свою очередь подчиненных комитету по печати СССР.

Зарождение рынка в период с 1985 г. по начало 1990-х гг. привело к распаду этих монстров из-за их неповоротливости, неумения работать с заказчиками и непонимания рыночных законов. При социализме о заказах и снабжении оборудованием, материалами заботились государственные чиновники, а с полиграфических предприятий требовали только план, который тоже определяли те же государственные чиновники.

Распад социалистических динозавров привел к созданию частных полиграфических предприятий – кооперативов и центров. Некоторые из них были созданы в результате приватизации небольших типографий. Еще не был накоплен капитал для покупки крупного оборудования и создания новых больших предприятий. Почти все полиграфические кооперативы и центры начинали свою деятельность, создавая малые предприятия с использованием офсетных печатных машин Romayor и Dominant, взятых или выкупленных у государственных предприятий. На первом этапе развития рынка заработал и рынок вторичного оборудования. После распада СССР многие предприятия, производящие полиграфические материалы, или распались, или находились на территории новообразовавшихся из бывших союзных республик государств со своей волютой и национальными претензиями.

Первичный полиграфический рынок в России зародился на базе расходных материалов – красок, бумаги, офсетных полотен, формных пластин и не только. Накопив первоначальный капитал, полиграфические кооперативы начали закупку нового оборудования у совместных с иностранными компаниями предприятий. Это был первый рыночный шаг к созданию крупных частных полиграфических предприятий, к организации филиалов западноевропейских и азиатских фирм по продаже в России технологий, оборудования, материалов, сервиса и полиграфических услуг. Такие гиганты как Heidelberg, KBA, MAN Roland, Ryobi, Riso предлагали на рынке России свою продукцию – технологии, оборудование, материалы и сервис. Особая роль принадлежит компании Heidelberg, которая организовала свой офис в Московском государственном университете печати, создала в нем свои лаборатории и даже спонсировала издания учебных пособий, конечно, с фирменным уклоном и рекламной начинкой. Это послужило примером и для других иностранных компаний, работающих на российском рынке и также принявших участие в учебном процессе в России.

Началась бурная продажа технологий совместно с оборудованием, материалами и сервисом. Как грибы после дождя, выросли новые крупные частные полиграфические предприятия. Этот этап в развитии рынка пришелся на 1990-е гг.

Капитал в полиграфию потек не только из других отраслей промышленности России, но и из-за рубежа. Рынок нуждался в производстве печатной продукции, которая, как известно, включает в себя не только книги, брошюры, журналы и газеты. Рынок требовал с производителей готовой рыночной продукции этикетки и упаковку, строительство требовало обои и линолеум, мебельная промышленность – покрывную пленку, легкая промышленность – бирки и наклейки, печатная реклама – проспекты и плакаты. Как и полиграфия, многие отрасли России стали возрождаться и заказывать печатную продукцию. Растущим направлением в полиграфии стала печатная реклама.

С начала 2000-х гг. наступил этап бурного развития полиграфического рынка в России. Однако в продаже полиграфического оборудования есть одна особенность – цикл жизни техники доходит до двух десятков лет. И оборудование будет покупаться, пока рынок услуг развивается. Как только начинается борьба за заказчика печатной продукции и специалистов для полиграфии, создание новых предприятий становится редким явлением. Новое оборудование и технологии покупают только на замену морально и физически устаревшим. Рынок сервиса и материалов приходит к насыщению на очень высоком уровне, а рынок технологий и оборудования идет на спад. Насыщение рынка в России наступило примерно к 2008 г., когда разразился глобальный финансово-экономический кризис. Любой кризис приводит, прежде всего, к обнулению (стагнации) рынка продаж нового оборудования, а вторичный рынок оборудования существует за счет банкротства части типографий или замены оборудования на новое. В борьбе за рынок услуг по изготовлению печатной продукции возникает тенденция к слиянию и укрупнению полиграфических предприятий, что актуально и для сегодняшнего дня.

Надо отметить, что независимо от финансовых потрясений и экономической рецессии кризисные явления в книжно-журнально-газетной полиграфии всего мира наблюдаются уже в течение длительного времени и связаны с наступлением новых электронных технологий в этой сфере. Интернет, электронные книги и электронные СМИ завоевывают свою часть рынка. Повсеместно сокращаются тиражи. Зародилось и набирает силу новое направление книжного производства – «книги по требованию», которое сделало рентабельной цифровую печать книг в одном единственном экземпляре. Эти процессы в сочетании с финансовым кризисом подтолкнули производителей традиционного печатного оборудования и полиграфические предприятия к переориентации на изготовление упаковки. Возьмите современные листовые офсетные машины, выпускаемые ведущими производителями: все они способны наряду с печатью книг и журналов осуществлять и печать упаковки. Так, в 2010 г. рынок печати упаковки в развитых странах составлял примерно четверть всех тиражей. При этом упаковка становится все дороже и меньше размером. О своей ориентации на рынок упаковки заявлял и концерн Heidelberg.

Насыщение техникой и укрупнение предприятий приводят к стабилизации рынка материалов, сервиса и технологий. Рынки нового оборудования и вторичные рынки оборудования идут на спад. Компании, продающие технику, терпят убытки и сворачивают или сокращают свою активность на российском рынке, уходя на быстро развивающиеся рынки Азии и Латинской Америки. Первый звонок этого процесса для рынка России уже прозвенел. И это снова немецкий концерн Heidelberg. Ощущается, что активность компании на полиграфическом рынке России снижается. Ее деятельность переориентируется на продажу материалов и сервис.

Показательно, что Heidelberg официально отказывается от участия в «ПолиграфИнтер 2013» за год до проведения выставки и приглашает всех желающих посетить в 2013 году ее павильон на выставке в Пекине. Понятно, что кроме выставок есть и другие эффективные инструменты, но участие в главной полиграфической выставке страны для крупных фирм – это всегда вопрос престижа.

И чтобы подсластить горькие пилюли наших рассуждений о фактах и тенденциях развития рынка полиграфии в России, закончим на оптимистической философской ноте, что в природе и в обществе на самом деле всегда постоянны только перемены.

Автор статьи: Стефан Стефанов, технолог-полиграфист, канд. тех. наук, профессор РУДН
Источник: Unipack.Ru